En

Ода модульной сетке

Опубликовано: 21 ноября 2014

В этой статье оде я Джабба расскажет вам историю о том, как развивалась модульная сетка. Слушайте его внимательно! Ведь рассказ не только интересный, но и познавательный.

 

Печать до 20-го века

Шел далекий пятнадцатый век.
Книгу напечатать сумел человек!
Прогресс дошел до великой точки.
Но как укротить писаний строчки?

Собрались мастера и начали думать
и думать, и думать, и думать, и думать…
Один вдруг воскликнул:
«Я знаю ответ!
Античности дар —
золотого сеченья секрет
давно используют в архитектуре.
Наша проблема — похожей структуры.
Пропорции будем использовать те же,
И трудности возникать у нас будут реже.»

Хоть книги разных размеров бывали,
Отступы от краев мастера соблюдали.
Два внутри, четыре сбоку —
здесь без всякой подоплеки.
Шесть внизу и три вверху —
чтоб не печатать чепуху.
Страницы были симметричны,
а вид у книги — эстетичный.

Так и жили много лет,
соблюдая этикет.

До тех пор, как в двери не постучалось счастье.
Это промышленной революции напастье!
С одной стороны — машины новей,
техника лучше, печать быстрей.
А с другой — книжного искусства упадок.
Ведь массового производства мир не сладок.
Информации поток — никакой патетики.
Но ему ведь тоже нужна эстетика!
Газета — пуп печатного мира.
В ней мода, политика, реклама, сатира.
Размещали все по правилам, никак не иначе.
Любимые пропорции, ряд Фибоначчи.
Но формат газеты — совсем другой.
Картинок много, а сути — мало.
Все стало громким, аж кричало:
«Я тут главный! Меня прочитай!
На странный шрифт внимание обращай!»
В газетах все было разнообразным.
Но может быть слишком разнообразным?

 

Модернизм
и «Новая типографика»

С двадцатым веком пришел авангард.
Все уставали от размеренной классики.
Молодежь наконец нанесла удар
замыленной, надоевшей тематике.
Тем более, за окном — мировая война,
беспокойный народ и большевики.
Когда еще, как не сейчас,
пойти немногим против толпы?

Так поступил и Пит Мондриан,
Тео ван Дусбург из Нидерландов.
У них была идея своя,
покорившая умы других талантов.
Художник не должен работать отдельно
от мира и общества, сам для себя.
Он должен с инженерной чистотой и конкретностью
служить народу, его всем сердцем любя.
Уважать прямой угол,
красный, желтый и синий цвета.
По возможности делать композиции строго,
как ранее — никогда.
В картинах стали использовать сетку
и много геометрии.
Сильно повлиял de Stijl на людей —
перемены были заметными.
Параллельно Гропиус основал Баухаус,
с подобными настроениями.
Хотел воспитать генерацию молодежи
с современными устремлениями.
Вот туда все приходили
взглядами модернистскими делиться.
Однажды пришел и Чихольд,
Вдохновиться.
Модернизмом увлекся Ян не на шутку,
Стал сторонником новых течений.
Ему потребовалось целых пять лет,
Чтоб на бумагу перенести увлечения.
Все современники, прочитав, утверждали:
«Новая типографика — вот манифест!
Мы объявляем войну, революцию,
Старым канонам ярый протест.
В первую очередь — стандарт для форматов
всех книжек, газет, открыток, плакатов.
Дальше поддержим ассиметричный набор.
Вперед, левый флаг! Только хардкор!
Долой любые засечки в шрифтах,
Гротеск разгромит врагов в пух и прах!
Четкая иерархия элементов страницы,
и чтоб никому не приходилось тесниться!»

И пали традиции, пали устои.
На смену пришла новая эра.
Кто был у руля — вдруг стал изгоем
Максималистcких идей и веры.
Ян не заметил, как оказался
диктатором резкой теории,
В своих идеях зашел далеко
и создал идеологию.
Со временем он сам себя осудил
за категоричные взгляды.
«Новую типографику» он сравнил
с нацистами и камрадами.

 

Послевоенное время
и швейцарская школа

Когда все стало хуже, чем было,
Ян уехал жить в Швейцарию.
И только после войны посетил
Туманную Великобританию,
где издательство славное, Penguin Books,
имело свои затруднения.
Искало оно себе смельчака,
чтоб нашел проблеме решение.
Печатать надо множество книг
в одной и той же стилистике,
да чтоб эффективно, красиво всё было,
без какой-нибудь мистики.
Вот он и создал им фирменный стиль,
и сетку для верстки обложки.
Пять сотен книг в печать пошло
про одной протоптанной дорожке.
Обложки были очень просты:
три горизонтальных полоски,
вверху — логотип, внизу — пингвин,
посередине — имя и название броско.
Ай, композиция! Ух, простота!
Это — шедевр! Эх, годнота!
Но к Penguin Books мы еще вернемся,
а пока назад в Альпы перенесемся.

Как затишье после бури,
Вишни с кремом на торте,
Солнце после тучек хмурых,
Зарождалась в теплоте
Школа новая дизайна.
Не случайно,
Ведь поколенье подросло
и покорило ремесло.
Только лучшее вобрав
из тенденций прошлого,
понеслись на всех парах
делать простое вместо сложного.
Наконец
дошел ум человеческий,
что роль художника не велика,
а всего лишь — посредническая.
Информацию нести
во все части общества.
Только так, чтоб от души,
а не как придется.
Задышала полной грудью
модульная сетка.
То была чулочек синий,
а теперь — кокетка!
Помогла все разместить,
разбив простор на блоки,
и гармоничности своей
не потеряв ни крохи,
ведь прямоугольник —
как малина сладкий.
Он любых страниц форматы
делит без остатка.
Получилось,
весь дизайн — конструктор.
Только б в нужной сетке
размещать фигуры.

 

Модульные сетки
шестидесятых годов

А напоследок расскажу
про два крутых примера.
Они помогут вам скорей
понять, в чем же здесь дело.
Одна из них сотворена
для The Capital журнала.
Другая — снова Peguin Books,
как и обещал я.
В общем, дело было так:
уже в шестидесятых
Ромек Марбер разработал
обложки книжек разных.
Две трети занимала в них
большая иллюстрация.
Еще в верхушке в трех рядках
другая информация.
Такой подход давал свободу
эмоций передачи.
И оказался он весьма
коммерчески удачен.
Почти одновременно
другой дизайнер,
Герстнер Карл,
решил еще проблему.
У журнала
много информации.
И захотели, чтоб была
возможность трансформации.
Выходит, разным случаям —
разная разметка.
Значит, нужно, чтобы гибкой
стала наша сетка.
Разное количество
продумал он колонок.
Здесь уже подход серьезный,
не для обычных газетенок.
Ближе всех он подошел
к нашей современности.
Веб-дизайн не так далек
от тогдашних ценностей.
Хоть экраны и не книжки,
и намного шире,
Можно шесть колонок взять,
иль двадцать четыре,
сетка нам всегда поможет,
сетка нам не враг, а друг.
С ней быстрее излечимый
и безвкусицы недуг.
Лишь бы ты не забывал,
здесь не цель, а метод.
Можно ведь шедевр сверстать,
Правил сих не ведав.

@casesmedia CASES от popel_agency

Процесс разработки онлайн-платформы для «Культурного Проекта» cases.media/case/5950e0115… pic.twitter.com/k5gHEVF9Ua

12:19, 20.07.2017

@popel_agency POPEL Agency

Кейс о редизайне айдентики для TABOORET Interiors Lab. cases.media/case/5951305de…

17:53, 11.07.2017

@popel_agency POPEL Agency

Пусть новогоднее настроение останется с вами подольше! Желаем всем веселого праздника 🎉 pic.twitter.com/6zaKUEjWQZ

13:41, 1.01.2017

@popel_agency POPEL Agency

Агентство разработало и запустило образовательную платформу culturalproject.org для Культурного Проекта popel.agency/cases/cultural…

13:46, 23.11.2016

@popel_agency POPEL Agency

Больше о процессе работы над проектами в instagram-аккаунте агентства – instagram.com/popel.agency/ pic.twitter.com/AQGKcg9BWM

13:53, 23.09.2016